Кафедра режиссуры была основана в 1956 году. Первый руководитель – режиссёр, педагог, заслуженный деятель искусств АССР, доцент Ефремов А. А.
В 1996 году в состав кафедры была включена кафедра мастерства актера, возглавил это объединение Заслуженный деятель искусств Беларуси, доцент Маланкин В. А.
В 1999 году, с развитием новых специализаций, кафедра мастерства актера и режиссуры разделилась и руководителем кафедры режиссуры был назначен кандидат искусствоведения, профессор Боровик Р. И.
С 2013 года заведующим кафедрой является режиссёр, доцент Катовицкий В. В. Кафедра осуществляет учебный процесс по 17 учебным дистиплинам профессиональной подготовки студентов.
В процессе обучения преобладают практические занятия, групповые и индивидуальные. Проводятся открытые творческие показы экзаменов, экзаменационных просмотров, а так же мастер – классы.
Преподаватели кафедры обеспечивают руководство курсовыми и квалификационными работами студентов.
Выполнение курсовых и квалификационных работ осуществляется на базе разработанных кафедрой квалификационных требований и методических рекомендаций.
Свою главную задачу кафедра видит в формировании глубоких знаний в области национального и мирового искусства у будущих специалистов,
в присоединении их к приобретениям истории и традиций национального культурного наследия.
Основными научными направлениями исследований кафедры являются теория и практика режиссёрского искусства. Анализ современных процессов в отечественном и мировом театральном искусстве.
На кафедре ведется научно-исследовательская работа по разработке темы «Основные методологические принтипы режиссёрской школы».
Народный артист Республики Беларусь В. Н. Раевский, Народный артист Республики Беларусь Б. И. Луценко, Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь,
художественный руководитель Национального академического драматического театр имени М. Горького С. М. Ковальчик,
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, главный режиссёр Белорусского государственного академического музыкального театра М. С. Ковальчик,
Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, лауреат премии Республики Беларусь «За духовное возрождение» В. Г. Еренькова.
За последние пять лет два преподавателя кафедры режиссуры получили почетное звание Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь.
Многие стали лауриатами Национальной театральной премии Республики Беларусь.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФИЛЬНЫМ ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ
Специальность
«РЕЖИССУРА ТЕАТРА»
направление
«Режиссура театра (драматический театр)»
(дневная и заочная форма обучения)
Общие требования
Абитуриенты должны иметь потенциальные способности к художественно-образному мышлению и логическому построению сценического произведения.
Обладать артистическими данными, педагогическими и организаторскими способностями; знать основы истории и теории режиссуры;
быть эрудированными в области театра, литературы, музыки, изобразительного искусства и кинематографии.
Программа вступительных экзаменов.
Вступительный экзамен «Творчество» проводится в три этапа:
- 1 этап – режиссура (письменно)
предусматривает задание по одной из предложенных тем, которое выполняется в течение 3-х часов в присутствии членов экзаменационной комиссии.
Тема 1. Провести режиссёрский анализ и описать постановочное решение сцены из пьесы.
Тема 2. Написать художественный рассказ по картине.
Тема 3. Написать художественный рассказ на тему «Случай из жизни».
Содержание задания:
Тема 1. Выбрать сцену из пьесы (печатный экземпляр пьесы будет предоставлен абитуриентам на экзамене), письменно провести режиссерский анализ,
т.е. определить событийный ряд, основной конфликт, сквозное действие, сверхзадачу. Описать постановочное решение (как абитуриент хотел бы воплотить эту сцену в театре).
Экзаменационная комиссия оценивает:
- Точность режиссёрского анализа.
- Образность решения.
- Оригинальность постановочного решения.
Тема 2. Написать рассказ по картине (репродукция картины будет предоставлена абитуриентам на экзамене). В художественной форме описать, что было с героями картины до ситуации, запечатлённой на картине, что происходит с ними в ситуации картины и что произойдёт с ними после. В работе должна присутствовать классическая композиция построения рассказа: завязка, кульминация, развязка.
Тема 3. Написать художественный рассказ на тему «Случай из жизни» основанный на пережитом или увиденном абитуриентом событии. В работе должна присутствовать классическая композиция построения рассказа: завязка, кульминация, развязка.
Экзаменационная комиссия оценивает (2 и 3 темы):
- Точность композиционного построения рассказа.
- Логику и последовательность развития сюжета.
- Соблюдение стилевых и жанровых особенностей.
- Художественность изложения.
- 2 этап – мастерство актёра
предусматривает демонстрацию артистических, пластических и музыкально-ритмических данных.
1. Абитуриент читает наизусть выбранное им и подготовленное заранее литературное произведение: стихотворение, басню, отрывок из прозы (продолжительностью около 3-5 минут).
Экзаменационная комиссия оценивает:
- а) выбор репертуара (литературный вкус, начитанность, круг художественных интересов);
- б) качество исполнения (понимание смысла произведения, логику чтения, ощущение жанра, авторского стиля, присутствие актёрской заразительности, эмоциональность);
2. Абитуриент исполняет выбранную им и подготовленную заранее песню (допускается исполнение a cappella (без инструментального сопровождения), под собственный аккомпанемент или фонограмму «минус»).
Экзаменационная комиссия оценивает:
- выбор репертуара (музыкальный вкус, круг художественно-музыкальных интересов);
- качество исполнения (понимание смысла произведения, ощущение стиля, наличие музыкального слуха и вокальных данных);
3. Абитуриент исполняет подготовленный заранее танец или пластический этюд. (Музыкальное сопровождение к номеру абитуриент приносит с собой на CD или другом цифровом носителе).
Некоторые двигательные или танцевальные задания на пластическую импровизацию могут быть предложены экзаменационной комиссией.
Экзаменационная комиссия оценивает:
- пластическую фантазию абитуриента;
- чувство пластической композиции (составление из разрозненных движений единого гармоничного сюжета);
- качество исполнения (физическую свободу, пластичность, ощущение ритма, наличие координации, физические данные абитуриента).
- 3 этап – режиссура (практически)
предусматривает выполнение режиссёрских заданий, направленных на выявление у абитуриента режиссёрской фантазии и актерского воображения, наличия логического мышления, организаторских способностей, а также творческих интересов и склонностей:
1. Абитуриент создаёт, ставит и исполняет (при необходимости привлекает как исполнителей других абитуриентов), драматический этюд без слов, в основе которого лежит пережитое,
увиденное или придуманное событие. Тему этюда задает экзаменационная комиссия. Разрешается использовать элементы сценического оформления, реквизит, детали костюмов и др.
Экзаменационная комиссия оценивает:
- умение абитуриента выстроить событие и облечь его в логическую действенную форму этюда;
- организаторские способности абитуриента;
- творческую фантазию и воображение;
- жизненную наблюдательность.
Абитуриентам представляется время (40 минут) на подготовку задания.
2. Собеседование. Абитуриент отвечает на два вопроса по истории и теории режиссуры (могут быть заданы дополнительные вопросы).
Кроме этого, на экзамене проверяются знания абитуриента в области литературы и искусства эстетические взгляды, эрудиция, общественные интересы.
Экзаменационная комиссия оценивает:
- знание абитуриентом основ истории и теории режиссуры;
- интеллектуально-аналитические способности;
- культурный уровень абитуриента.