Юрий Васильев
Из истории фотографии в Беларуси.
Традиции и тенденции развития.
Текст, опубликованный в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Фотография в пространстве искусства» (Минск, БГАИ, 2008), представлен с разрешения автора.
Каждое прикосновение к истории нельзя считать окончательным. Тем более к истории белорусской фотографии, которая только начинает обретать свои очертания. Сколько раз, бывая на встречах с зарубежными коллегами, восхищался их отношением к своей истории, бережным сохранением наследия и традиций. И с грустью прогнозировал время, когда мы сможем поднять этот пласт национальной культуры.
И это время приближается. Благодаря усилиям многих энтузиастов, ведомств и общественных организаций собран достаточно подробный материал по данному направлению.
Одна из первых попыток обобщения накопленного материала была предпринята в 1992 году в энциклопедическом справочнике «Фотография» (Минск, «Белорусская энциклопедия»), в разработке которого самое активное участие принимали В.Д. Лобко и В.М. Сацута. Опубликованы и готовятся к выходу в свет статьи Владимира Парфенка, Надежды Савченко, Нелли Бекус, Геннадия Киселева, Сергея Кожемякина. Бесценны находки и издания в области фотографии Михася и Дениса Романюков, публикации Сергея Харевского в средствах массовой информации.
В 2001 году под патронажем фотоклубов «Минск» и «Гродно» состоялся международный фотопленер, посвященный 125-летию Яна Булгака, в котором приняли участие представители Беларуси, Литвы и Польши. В настоящее время под патронажем Белорусского общественного объединения «Фотоискусство» (творческий союз) и издательства «РифТур» ведется подготовка к изданию первого тома «Антологии фотографии Беларуси», в которую должны войти авторы и фотоснимки, выполненные с момента открытия фотографии до начала ХХ века, когда Беларусь начала обретать свою независимость.
По материалам, которыми располагает Национальный музей истории и культуры Республики Беларусь, сегодня можно совершенно определенно сказать, что фотография появилась на территории, очерченной границами современной Беларуси, в 1850 году. Именно тогда Антон Прушинский открыл в Минске на улице Францинсканской (ныне ул. Ленина) дагерротипную мастерскую.
Самая старая фотография из найденных на сегодняшний день относится к 1858 году. На ней изображена мать А. Прушинского Роза. Фотография хранится в Национальной библиотеке Польши, в Варшаве. В НМИК РБ хранится известный фотопортрет Викентия Дунина-Марцинкевича, тоже выполненный А. Прушинским, но дата исполнения его не обозначена. По косвенным признакам дата определялась как до 1863 года, после которого одежду (чаморку-вопратку, популярную среди повстанцев), в которой сфотографирован писатель, носить было запрещено. Таким образом, усилиями Надежды Савченко в 2007 году фотография Беларуси «постарела» на пять лет.
К сожалению, дагерротипы белорусского происхождения обнаружить пока не удалось. Они должны быть, потому что, судя по всем признакам, мастерская А. Прушинского в 1850 году другой технологии получения изображения иметь не могла. Конечно, две мировые войны, прокатившиеся по Беларуси, и репрессии 1937–1939 гг., развязанные большевиками против народа, оставляют мало шансов на успех в поисках. Оптимизм только в том, что и в России, и в Прибалтике, и в Польше дагерротипы сохранены. И еще надежда на богатые и по-европейски культурные роды Радзивилов, Сырокомли, Хрептовичей, которые могли иметь дагерротипы и в трудные годы истории их сохранить.
Антон Прушинский за симпатии и всяческое содействие повстанцам Кастуся Калиновского был репрессирован и отправлен в ссылку в Томск. В 1873 году он вернулся из ссылки, но уже в Варшаву.
Фотография всегда была делом дорогим. К примеру, заказчику дагерротипный портрет обходился в 25 царских рублей. Поэтому позволить себе любительское увлечение фотографией, а уж тем более иметь свое дело в этой отрасли могли позволить лишь обеспеченные люди. Так было начиная с отцов-изобретателей. Опыты Нисефора Ньепса по созданию первых зафиксированных «солнечных картинок» – так называл он свои гелиографии, очень скоро разорили его. Луи Жак Дагерр был успешным предпринимателем. Известны своим увлечением фотографией русские профессора Менделеев и Тимирязев.
Беларусь не была исключением. Кроме А. Прушинского в Минске работали фотоателье И. Адамовича, Наполеона Аполова, братьев Боретти, где начинал свой творческий путь известный Моисей Наппельбаум и многих других.
Несколько особняком стоит творчество логойского графа Бенедикта Тышкевича, о котором очень подробно рассказал Сергей Харевский. Уже в 1876 году (Ян Булгак только родился) его работы на Всемирной промышленной выставке в Филадельфии (США) были удостоины золотой медали. Это были снимки малоизвестных племен, снятых во время путешествия в Алжир. Попытки Б.Тышкевича уже тогда делать репортажную фотографию заслуживают уважения и делают честь его авторской прозорливости. К сожалению, почти весь архив графа погиб в Первую мировую войну. Однако чудом сохранился альбом с его 86 снимками, которые в 1999 году были показаны в Вильнюсе. Хранителем фотографий Бенедикта Тышкевича теперь является музей Ньенса во Франции (Шалон-на-Соне).
В этом же ряду стоят изобретения в области фототехники витебского фотографа Сигизмунда Антоновича Юрковского. Он имел свою фотомастерскую, где работал как фотограф. Сохраняются в музеях фотопортреты, сделанные им, в том числе портрет русского художника И.Е. Репина, который, как известно, имел под Витебском небольшое поместье. Но больше С. Юрковский известен миру как изобретатель. По тем временам он имел очень приличное образование – Военно-механическую академию в Санкт-Петербурге. Сначала Юрковский в 1892 году представил «в металле» несколько усовершенствованный затвор, выпускаемый английской фирмой Герри. Но более интересна идея «моментального затвора на пластине», предложенная С.Юрковским в 1883 году в статье для журнала «Фотограф» (1883, №4). Автор рассказывал не о конструкции затвора, а ограничился фразой: «я предлагаю механизм такого затвора». И далее: «искренне буду рад, если он наведет кого-либо на новую, лучшую, а главное – простейшую мысль». Идея Юрковского была реализована в затворе английской фирмы «Торнтон-Пикар» и в затворе О. Аншютца, серийно освоенном в дальнейшем фирмой Герца (1892-1893гг). С момента возникновения идеи до реализации в промышленном исполнении прошло десять лет. Пишу об этом подробно, так как есть много неточностей в толковании этого вопроса и определении приоритета С.А. Юрковского.
Уместно также вспомнить о работах Якова Оттовича Наркевича-Иодко (1847–1905) в области электрографии. Им было замечено, что электрографические изображения кистей рук здорового и больного человека отличаются. На этом свойстве была построена система диагностики, и даже работал санаторный корпус в местечке Наднеман, где проводил свои опыты исследователь.
И еще один изобретатель белорусского происхождения Александр Смакула, будучи работником фирмы Цейс, в 1935 году предложил и запатентовал один из способов просветления оптических линз. Этот метод используется производителями объективов до сих пор.
Если к этому списку добавить вильнюсского фотографа Язепа Чеховича, имевшего земли в Беларуси (да и самого Яна Булгака – тоже человека обеспеченного), то эти начальные годы развития фотографии можно назвать периодом фотографов-аристократов.
В конце Х1Х – начале ХХ века на территории Беларуси, в разных городах и местечках работали также такие известные фотографы как И. Сербов, Г. Миранский, Л. Эпштейн, И.Садовский из Гродно, С. Некрасов, М. Кустинский, великолепный С. Юхнин из Слуцка, И. Згерский из Могилева, И. Добровольский из Полоцка, барон Шиллинг из Суража, братья Берманы, И. Соловейчик и многие, многие другие.
Среди этого соцветия успешных и талантливых имен особое место занимает Моисей Соломонович Наппельбаум (1872–1958) и Ян Булгак (1876–1950). М. Наппельбаум в 14-летним возрасте был приведен в качестве ученика в известное ателье Боретти, где прошел через все возможные «закоулки» фотопроизводства. После долгих скитаний по России и даже Америке вернулся в Минск и в 1896 году открыл свое дело – ателье на центральной улице Захарьевской. К его несчастью, а, скорее всего наоборот, М.Наппельбаум был новатором, что вызывало гнев и зависть коллег. Они его и вытеснили с территории белорусского фоторынка. В 1910 году, видимо, собрав какие-то средства, он, ничем непримечательный провинциал, но чувствующий свои профессиональные возможности фотограф, без каких-либо планов и конкретных намерений отправляется в блистательный Санкт-Петербург, столицу, признанный культурный центр Европы искать свое счастье, свое место среди многочисленных больших мастеров фотографии. Произошло это только в 1916 году, когда он правдами-неправдами (сам он об этом умалчивает) заполучил фотоателье на 6 этаже на Невском, 72. Собственно все, что теперь считается наследием Наппельбаума – великолепная галерея портретов театрально-художественной элиты и государственных деятелей Санкт-Петербурга, а затем Ленинграда и Москвы произошло после этого. В Минск, в Беларусь Моисей Наппельбаум никогда больше не возвращался и на развитие фотографического творчества нашего региона мог оказывать только косвенное влияние.
Совсем по-другому следует относиться к творчеству Яна Булгака. С фотографией он познакомился в 1905 году в Перасеке (что в девятнадцати километрах от Минска), где он поселился после женитьбы. Легенда гласит о том, что его супруге подарили фотоаппарат. И помогая ей освоить диковинную технику, Булгак настолько увлекся, что сделал фотографию делом своей жизни. Он совершил несколько поездок в Германию и Францию с целью ознакомления с последними достижениями, как в области самого фототехнического процесса, так и с современными канонами фотографического искусства. Он много участвует в выставках и конкурсах, пишет статьи и очерки по теории фотографии. Огромную роль в судьбе Булгака сыграла дружба с художником и искусствоведом Фердинандом Рущицем. Именно по его рекомендации Булгак в 1912 году становится городским фотографом Вильно, в обязанности которого входила «фотографическая инвентаризация архитектурных памятников Вильно, соседних районов…». Конечно, этим он не ограничился. Он заведовал фотографической лабораторией университета, преподавал более девятнадцати лет фотографию и в 1936 году получил должность доцента. Но самое главное, кроме того, что он неустанно снимал весь этот насыщенный историей край, Булгак постоянно писал статьи по теории и искусству фотографии. Многие из них перепечатывались в фотографических журналах Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы. Вершиной этой работы стали две книги: «Фотографика. Описание художественной фотографии» (Варшава, 1931) и «Эстетика света. Основы фотографики» (Вильно, 1936). А всего им по теории фотографии написано более 15 книг. К этому необходимо добавить прекрасные альбомы с его снимками и разные публикации о крае, о людях, жемчужиной которых по праву считается жизнеописание «Kraj lat dziecinnych», написанное им в пору немецкой оккупации Вильнюса в 1942–1944 гг. Эта книга переведена на белорусский язык Тамарой Вершицкой и издана в Минске («Край дзіцячых гадоў», издательство «Беларусь») в 2004 году.
Именно этими статьями и изданиями Булгак оказывал влияние на весь регион «Западных земель» Российской империи. Его пикторионизм, его призывы «снимать сердцем», его удивительная работоспособность, вылившаяся в создание огромного наследия (на выставке Я. Булгака в Вильнюсе, проходившей в рамах международной конференции «Виленская фотографическая школа» в сентябре 2007 года, в Национальном художественном музее было представлено 450 работ) оказали существенное влияние на формирование основных направлений фотографического творчества крупного региона, включающего современные территории Польши, Беларуси, Литвы и западных областей России. Я думаю, что многие авторы до сих пор еще «эксплуатируют» фотографические идеи Яна Булгака.
Усилиями энтузиастов имя и творчество Яна Булгака, которое, может быть, не запрещалось, но так настоятельно умалчивалось советской пропагандой, удалось вернуть в лоно национальной культуры. В ноябре 2007 года Гродненский государственный университет имени Янки Купалы провел международную конференцию «Культура заходнебеларускага рэгіёну ў канцы ХІХ ст. – да другой сусветнай вайны», посвященную фотохудожнику Яну Булгаку.
В тридцатые и предвоенные годы СССР, в состав которого входила и Беларусь, все больше закрывался от внешнего мира. Тем не менее, в сентябре 1927 года в Минске был разработан проект устава Минского общества любителей фотографии. В ноябре устав был утвержден Минским окружным исполкомом. Инициаторами создания новой организации выступили двенадцать любителей фотографии: Лев Дашкевич, Исаак Соловейчик, Сигизмунд Навроцкий, Александр Фролов, Григорий Юнггерц, Янкель Каган, Степан Козляк, Александр Пушкевич, Антон Васильев, Петр Колодкевич, Борис Архангельский, Рафаил Ашман. Общество просуществовало до июня 1930 года. К этому времени прекратил существование и русское фотографическое общество, был закрыт журнал «Фотограф». Эпоха массового рабочего фотографического движения завершилась. Из числа активистов этого же движения особо следует упомянуть имя фотохудожника, ученого, педагога Льва Урбановича Дашкевича (1882–1957). Он находился как бы в тени Яна Булгака: делал удивительные фотографии, участвовал в конкурсах, получал награды, преподавал фотографию. В 1908 году Л. Дашкевич на учебе в Париже на фотографическом отделении Высшей школы графических искусств. А в 1920 уже сам преподает фотографию в Минске – в политехническом институте и институте народного образования. В 1930 вместе с И. Соловейчиком и В. Семеняко принимает участие в создании фотоальбома «Беларусь советская». В этом же году для Первой Всебелорусской сельскохозяйственной и промышленной выставки, проходящей в Минске, Лев Дашкевич выполнил более 400 работ. Вместе с тем это был мастер тончайших художественных откровений. «Портрет жены Зинаиды» (1912), «На даче под Минском» (1920), «За варкой брусничного варенья» (1914) – и сегодня не потеряли своей художественной ценности. К счастью, большая часть его наследия была передана сыном фотографа и сохраняется в Национальном музее истории и культуры Республики Беларусь.
В 1930 году начинает выходить иллюстрированный общественно-политический и литературно-художественный журнал «Чырвоная Беларусь». В год журнал публиковал до 1000 снимков. Всего до 1933 года вышло 79 номеров журнала. В 1944 году выпуск журнала возобновился, но уже под названием «Беларусь».
В 1939 году Исаак Соловейчик выполнил фотооформление павильона Белорусской ССР на ВСХВ в Москве.
Но все больше фотография склоняется к бытовой. Усиливается контроль со стороны государственных органов за деятельностью не только профессиональных фотографов, но и фотолюбителей. Все чаще человека с фотоаппаратом ассоциируют с «антисоветским элементом». Съемки производятся только штатными фотокорреспондентами.
Военная фотография стоит особняком от традиций довоенных и, что трудно объяснимо, послевоенных. Другого, видимо, и не могло быть. Фотографического наследия Первой мировой осталось крайне мало. Достаточно сказать, что Национальный музей Беларуси, — а на территории Беларуси в основном разворачивался театр военных действий, — сохраняет две коллекции фотографий, выполненные российским офицером-медиком с одной стороны и немецким оберлейтенантом с другой. Но эти коллекции больше отражают бытовую сторону военного противостояния. Нет тех эмоций, которые были выплеснуты за четыре года войны.
В летопись Великой Отечественной войны внесли свой вклад и фотокорреспонденты Беларуси, на территории которой военные действия продолжались более трех лет. Михаил Петрович Ананьин, Василий Иванович Аркашов, Владимир Николаевич Дагаев, Александр Сергеевич Дитлов, Владимир Наумович Лупейко и многие-многие другие имена составляли эту летопись. К сожалению, только небольшая часть этой опасной работы дошла до нашего времени. Трудно было просто в условиях войны сохранить негативный материал. Но и сохраненный необходимо было сдавать согласно приказу Верховного главнокомандующего. Более того, уже после окончания войны запрещалось снимать разрушенные города и коммуникации. И теперь, когда мы видим разрушенный Минск на фотографиях В. Лупейко, необходимо отдать должное его мужеству, потому что эта «вольность» строго каралась.
Наиболее цельную коллекцию военных фотографий удалось сохранить В. И. Аркашову, который приказ выполнил, но сдал свои негативы адресно в Смоленский музей, где потом неоднократно ими пользовался. Так сохранились снимки с А. Т. Твардовским, которого Владимир Иванович много снимал, фотографии первых, самых тяжелых лет войны и, что важно, много изображений боевых действий, в которых, естественно, принимал участие автор. Его выставка к юбилеям Победы была одной из самых сильных и экспонировалась Москве и других городах Советского Союза. На сегодняшний день судьба ее неясна.
В мирной жизни многие военные корреспонденты остались в Беларуси и стали сотрудниками газет и журналов. В 1959 была создана фотосекция Союза журналистов БССР, которую возглавил А. С. Дитлов. Тогда же состоялась первая выставка белорусской художественной фотографии, на которой вместе с фронтовиками М. Ананьиным, А. Дитловым, В. Дагаевым, В. Китасом, Л. Папковичем, В. Лупейко приняли участие представители молодого поколения фотокорров – Виталий и Вадим Барановские, Александр Мызников, Станислав Ананко, Анатолий Каляда и один из старейших фотографов Беларуси Исаак Иосифович Соловейчик. Он же единственным снимком «Портрет художника В. Волкова» представлял Беларусь на первой Всесоюзной выставке «Семилетка в действии» (Москва).
Мирная жизнь входила в созидательное русло, фотография все больше стала выполнять функции иллюстрации, идущей за журналистским текстом, забыв о своих самостоятельных визуальных возможностях.
С окончанием войны вернулись домой тысячи и тысячи воевавших, которые в Европе встретились с другим уровнем жизни, другим бытом, порядком. Появилось много трофейной фототехники: «Лейки», «Фохтлендеры», «Цейсы». Возобновился выпуск отечественных «ФЭДов» и «Зенитов». Эта техника попадала в руки молодых людей, которые захотели создавать другую фотографию. Так возникла вторая волна фотолюбительства.
В 1960 году был создан первый в республике фотоклуб, несколько позже получивший название «Мiнск». Он объединил фотолюбителей столицы. Почетным председателем клуба стал страстный фотолюбитель, президент Академии наук БССР Василий Феофилович Купревич. А художественным руководителем стал все тот же Исаак Соловейчик, очень быстро поставивший фотоклуб «на ноги». Ему было что передать молодому поколению. Благодаря этим людям фотоклубу было выделено подвальное помещение по улице Долгобродская, 2 (теперь улица Козлова), которое он занимает и по сей день. Первое поколение фотоклубовцев: Георгий Меншиков, Александр Глинский, Михаил Монич, Николай Бойцов, Владимир Нехайчик, Феликс Кучер, Вячеслав Корягин, Вадим Барановский, Владимир Грибов – очень быстро постигли секреты фотографического мастерства.
Фотолюбители принесли в фотоискусство не только новые сюжеты, близкие к пониманию и эстетическим потребностям современного зрителя, но и другое качество показываемых снимков, которое выгодно отличалось от журналистской фотографии. Намечающееся разделение произошло особо наглядно в 1971 году, когда на организованной уже молодыми журналистами выставке художественной фотографии фактически не нашлось места фотолюбителям. И на организованной фотоклубом «Мiнск» Первой межклубной выставке «Фотографика-71» тоже не было журналистской фотографии.
Выставки «Фотографика» (всего было 6 выставок в 1971, 1973, 1975, 1978, 1981 и 1989 гг.) отличались высоким исполнительским мастерством, разнообразием тематики, эстетической привлекательностью. В печати всегда отмечалась их культурная и художественная ценность. Именно в это время в Беларуси появляется в обиходе слово «фотохудожник» и о фотографии стали говорить как об одном из самостоятельных видов творчества. Это созвучно с концепцией нашего знаменитого земляка Яна Булгака, который словом «фотографика» обозначал творческую, художественную фотографию и отличал ее от бытовой.
«Фотографика» сделала художественную фотографию Беларуси известной и способствовала приходу в искусство фотографии новых молодых авторов и даже фотоклубов.
В 1972 году был основан могилевский кино-фотоклуб «Радуга» («Вяселка»). В 1973 – фотоклуб «Гродно». В Гомеле было два фотоклуба: «Полесье» и «Камера». В Борисове – «Вернисаж», в Минской области фотолюбителей объединял фотоклуб «Крыница». Всего в восьмидесятых годах было 27 фотоклубов, которыми управлял общественный Совет, возглавляемый Е. К. Козюлей.
Фотолюбительство тоже в массе своей было неоднородным. В это время в Европе возникла и пользовалась большой популярностью Международная федерация фотоискусства – FIAP. Под эгидой FIAP и сейчас проводятся международные выставки, которые сопровождаются очень качественными каталогами. В СССР при огромном дефиците информации и печатных изданий очень трудно было отказаться от соблазна поучаствовать и получить медали, которыми награждались победители конкурсов. В СССР в выставках FIAP больше всех участвовали страны Прибалтики. В Беларуси активными участниками этих выставок были фотоклубы Могилева и Гомеля («Камера»). П. Тишковский, В. Федоренко, З. Шегельман, С. Павленко, В. Заяц исправно сотрудничали с FIAP и приносили славу и себе, и республике.
Однако очень скоро выяснилось, что мероприятия FIAP носят любительский характер, а обилие информации и следование требованиям их организаторов приводит к нивелированию фотографии и стиранию национальной самобытности. Да и погоня за медалями и призами в искусстве (творчестве) весьма сомнительное занятие. Нельзя сказать, что это вылилось в противостояние, но с этим мы живем до сих пор. Успокаивает, что самостоятельные фотохудожники ушли в авторскую фотографию, и роль фотоклубов в настоящее время в фототворчестве не так велика.
Надо отметить, вместе с тем, что фотоклубы «Радуга» и «Гродно» также были организаторами межклубных выставок «Мини-фото» и «Мир современника» соответственно. Выставки эти были не так самостоятельны и просуществовали недолго.
Так незаметно фотоискусство перешло в любительские организации. В 1984 году на Всесоюзной выставке художественной и документальной фотографии «Фотообъектив и жизнь» в Москве Беларусь представляли 19 авторов из разных «слоев» фотографического сообщества. В 1985 году фотоклуб «Мiнск» стал лауреатом на Всесоюзном смотре самодеятельного творчества (Москва, ВДНХ). В 1988 году белорусским фотографам Павлу Тишковскому, Валерию Федоренко и Зиновию Шегельману присвоено звание художников Международной федерации фотоискусства (FIAP). Несколько позже это же звание было присвоено могилевчанам Геннадию Карчевскому, Василию Титову и минчанину Виктору Седых.
К этому времени в фотоклубах сложились творческие и дееспособные коллективы, которые по уровню мастерства и по самобытности фотографии никак не уступали «фиаповцам». В Витебске плодотворно работали Э. Трепачук, В. Скрипачев, Г. Белицкий, В. Базан, М. Шмерлинг, Е. Глебов, В. Гончаренко. В.Радилович и А. Лосминский объединяли фотолюбителей в Гродно. Много участвовали в выставках Е. Комаров и В. Васильцов из Гомеля. И, конечно, «вторая волна» фотоклуба «Мiнск»: Е. Козюля, Ю. Васильев, В. Бутра, А. Дудкин, М. Жилинский, В. Лобко и многие другие фотолюбители. К ним на выставках все чаще присоединялись и журналисты: В. Жданович, В. Межевич, В. Барановский, В. Гончаренко, В. Жилин, Е. Песецкий, В. Драчев, Ю. Иванов, А. Клещук, Г. Лихтарович и др.
В эти годы все острее стал ощущаться недостаток фотографического образования. Стали возникать учебные студии при фотоклубах, которыми руководят наиболее подготовленные авторы.
Наиболее плодотворной в этом направлении оказалась деятельность, проводимая фотоклубом «Мiнск» в 1983–1986 гг., когда под руководством Валерия Лобко было выпущено 3 студии (более сорока человек). Позже они объединились в самостоятельный клуб под протестным названием «Провинция».
В 1990 году был создан Союз фотохудожников БССР. Председателем Союза был избран В. Лобко. В том же году в Москве в Киноцентре состоялась выставка «Белорусский авангард». Пришло новое поколение фотографов. Распадался Советский Союз, с ним заканчивалась эпоха соцреализма, который искусственно сдерживал развитие художественного творчества во многих областях искусства. Появилась протестная музыка, авангардная живопись, скульптура, авторское кино. Так пришла на протестной волне вопреки всем устоям и запретам новая фотография. Миру было интересно, что же стоит за соцреализмом? Открылись границы. Одна за другой следовали выставки «СССР – ФОТО. Фотографы из Минска» (Копенгаген, Дания); «Современная фотография из СССР», в которой была и белорусская коллекция (Нью-Йорк, США); «Новая волна в фотографии России и Белоруссии» (Киноцентр, Москва, 1991 г.); «Foto Manifesto» (Мериленд, США, 16 белорусских фотографов).
Союз фотохудожников БССР просуществовал до 1992 года. Сначала распался союз, а затем не стало и БССР. Вторая попытка объединиться произошла в 2003 году – было создано общественное объединение (творческий союз) «Фотоискусство».
Чему же учит история? Если остановиться и попытаться осмыслить положение белорусской творческой фотографии в общественном сознании, то оптимизма будет мало.
Современная фотография продолжает страдать от тех же недугов, что и в 1960–1970-е годы прошлого столетия. Она по-прежнему базируется на фотолюбительстве, с той лишь разницей, что в 1970-х она набирала творческий потенциал, а сейчас деградирует под натиском новых технологий. Фотолюбительство можно рассматривать как среду, выдвигающую «наверх» наиболее прогрессирующих. Но так долго на этом уровне задерживаться просто опасно. Формирование верхнего уровня возможно только при наличии образования. И это задача «номер один» для белорусской фотографии.
Творческая фотография в общественном сознании никак не включается в общий контекст национальной культуры. Отсюда невостребованность, отсутствие рынка, и, как, следствие, отсутствие средств для развития этого вида изобразительного творчества. Один пример: снимок современного автора-фотографа оценивается в 500–1000 долларов. Кто в Беларуси готов не заплатить, а хотя бы пообсуждать эти цены? При этом о «плохой отечественной фотографии» говорить не приходится, потому что ряд белорусских авторов весьма успешно обосновались на российском рынке. В Минске же, к примеру, галерея «Мир фото» за 4 года продала две фотографии, и то иностранцам.
История есть тогда, когда есть предмет для исследования. Мы пытаемся отыскать белорусские дагерротипы, с трудом находим Я.Булгака и Б.Тышкевича. А через десять-пятнадцать лет все это же будем проделывать с нашими современниками. Уже сегодня ничего не известно о выставках М.П.Ананьина и В.И.Аркашова. Только в памяти друзей остаются работы М.Зубея, П.Тишковского, В.Брушко, В.Межевича, В.Гончаренко, А.Дудкина, М.Жилинского, С.Балашовой, Г.Белицкого, Е.Глебова, В.Лобко. Ни один из фотоклубов страны не имеет своего изданного альбома. На протяжении последних 8-10 лет министерство культуры не осуществило ни одного проекта в области творческой фотографии. Что же будут исследовать наши потомки?
Древние считали, что без прошлого нет будущего. В стране, которая находится в центре Европы и гордится этим, похоже, у фотографии уже сейчас нет настоящего.
Краткая справка.
Юрий Сергеевич Васильев (1939) – фотохудожник, заслуженный работник культуры Республики Беларусь. Один из создателей и организаторов выставок «Фотографика» в Минске (1971, 1973, 1975, 1978, 1981, 1989), член фотоклуба «Мiнск» с 1965 года, автор и ведущий цикла телепередач «Фотопанорама» на БТ (1972 – 1977), член творческого объединения «Фотоискусство». Член международных жюри выставок фотографии, участник многочисленных фотовыставок в Беларуси и за рубежом.